19 августа, 2019
Понедельник
Статьи Финансовый сектор и стабильность экономического развития
Финансовый сектор и стабильность экономического развития

Финансовый сектор и стабильность экономического развитияСегодня в финансовом секторе накопилось немало проблем. Особенно это касается численности утвержденных в разные годы государственных программ.

В Украине сейчас насчитывается несколько сот бюджетных программ, что приводит к распылению бюджетных средств, снижение прозрачности, осложнения контроля за их использованием. Поэтому следует определить приоритетные отрасли, которые будут финансироваться за счет средств государственного бюджета.

Проблема финансирования приоритетов обостряется из-за снижения в 2009 г. доходности госбюджета, в который поступило 209.7 млрд. грн., Или 82.1% от предполагаемой суммы. Вместе с тем значительно уменьшился дефицит государственного бюджета: на 01.04.2010 г. он составлял 5.5 млрд. грн. по сравнению с 35.5 млрд. грн. в 2009 году. Сейчас восстанавливается введенное в 2006 — 2007 гг. информирование населения о действительном состоянии государственных финансов. Программа экономических реформ на 2010-2014 годы предусматривает усиление финансовой и фискальной дисциплины, контроля за использованием бюджетных средств, внедрение среднесроковых планов в рамках предельных сумм среднесрочного бюджета, прошедших процедуру оценки. Речь идет также о внедрении среднесрочного планирования государственных финансов, проведение ряда радикальных мер по укреплению их роли в решении социально-экономических проблем, в том числе проблемы бедности населения.

Значительная часть государственного бюджета направляется на дотацию Пенсионного фонда Украины, которая год от года растет. По данным фонда, в 2009 г. она составляла 48.5 млрд. грн. по сравнению с 19 млрд. грн. в 2005 г. Удельный вес средств государственного бюджета в Пенсионном фонде в прошлом году равнялась 30.2%. Это самый высокий показатель среди стран СНГ. Стоимость пенсионных программ достигла 18% от ВВП — такого нет ни в одной стране мира. Пенсионная реформа в Украине назрела давно. Речь идет прежде всего о внедрении общеобязательной накопительной системы, негосударственного пенсионного обеспечения и т.п.. Необходимость реформирования отмечает также МВФ. Есть надежда, что оно наконец произойдет.

Кредитная деятельность коммерческих банков значительно расширилась. По данным департамента статистики и отчетности НБУ, задолженность по кредитам, предоставленным банками-резидентами по состоянию на 1 сентября 2010 г. составила 716.5 млрд. грн., Или снизилась с начала года на один процент, тогда как задолженность по кредитам, предоставленным субъектами хозяйства, возросла на 2.7 процента и составила 496.0 млрд. грн. Задолженность по кредитам домашних хозяйств составляет 213.8 млрд. грн., или уменьшилась на 9.2 процента. При этом кредитная задолженность также возрастает. В частности, доля просроченных и безнадежных кредитов составляла более 10%. Такие кредиты растут и создают угрозу для банков. Задолженность имеют не только рядовые граждане, но и олигархи, среди которых немало влиятельных чиновников, которые используют различные лазейки в законодательстве, чтобы не платить по банковским кредитам.

Особенно стремительно росла задолженность в 2008 году — по данным НБУ, она составляла 297 млрд. грн. Такого роста страна еще не знала. Значительная часть долга приходится на рядовых граждан, с которыми сейчас работают банки, стремясь вернуть или реструктуризировать предоставленные займы с тем, чтобы начать новый этап кредитования.

В предыдущие годы значительная часть средств была направлена на рекапитализацию коммерческих банков. Деньги, выделенные на рекапитализацию, имеют один источник — налог с доходов юридических и физических лиц, государство должно направить на выполнение социально-экономических программ. Заметим, что рекапитализация банков происходила в период сокращения денежной массы. В Украине уровень монетизации, по данным НБУ, в 2009 году составил около 50%, тогда как в 2007 году — 54.9% (в некоторых европейских странах она составляет 60-100%). Причем значительная часть денег находится вне банков — в 2009 г. их сумма составила 157 млрд. грн. по сравнению с 75 млрд. грн. в 2006 г. (то есть увеличилась в 2.1 раза). Такие деньги не регулируются НБУ, а следовательно, не способствуют развитию национальной экономики. О денежной массе (МЗ), то она в 2009 г. уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 5.8 процента. Аналитические материалы свидетельствуют, что уровень монетизации в Украине значительно ниже, чем в постсоциалистических странах, не говоря уже об экономически развитых европейских странах, США и Китай (кстати, в Китае монетизация составляет 160 процентов). Низкая обеспеченность деньгами товарной массы наблюдается в условиях, когда на руках у населения находится, по некоторым оценкам, более 300 млрд. грн., Которые не приносят дохода ни их владельцам, ни обществу — они «не работают» на экономику. Собственно, потенциальные деньги должны быть задействованы в производственном процессе и приносить дополнительную стоимость, которая способствует решению социальных проблем страны. Для этого следует расширить внутреннее производство и потребление отечественных товаров. В 2010 г. наметились позитивные сдвиги в экономике страны. Так, в январе — мае рост производства составил: в промышленности — 12.6%, добывающей отрасли — 6.3%, производство пищевых продуктов и табачных изделий — 9.8% (в том числе масла — 9.1%), а прирост продукции легкой промышленности увеличился на 12.7% . Улучшились дела и в других отраслях экономики, что свидетельствует об определенном укреплении государственных финансов, а следовательно, и о потенциальных возможностях решения социальных проблем.