Одна из важнейших черт банковских металлов проявляется в их двойственности.
Например, двойная (сырьевая и валютная) сущность основного представителя этой группы металлов — золота — всегда играла существенную роль в его ценообразовании как на мировых, так и на отечественном рынках. Осенью 2009 года на мировом рынке золота было впервые зафиксировано превышение спекулятивно-инвестиционного спроса над промышленно-сырьевым. Это случилось вследствие роста объемов покупки золота инвесторами, которые пытались сохранить свои активы в так называемых зонах «тихой гавани». Рекордные объемы покупки золота хедж-фондами (ETF — exchange trading funds) вовсе не случайно совпали с достижением очередных минимальных уровней курса американской валюты относительно других мировых валют. Это свидетельствует о том, что на сегодня в условиях постепенного выхода мировой экономики из кризиса отсутствует уверенность игроков на финансовых рынках относительно стабильности валюты той или иной страны. Бюджетные проблемы стран юга Еврозоны нанесли мощный удар по курсу евро к доллару, так и надежды на стабильность и прочность единой европейской валюты также исчезли.
Очевидно, что в условиях неуверенности инвесторов всего мира по завершения мировой рецессии и невозможности избежания повторных обвалов на рынках ни одна страна не может гарантированно удерживать курс собственной валюты, создавая безопасные условия для огромной массы свободных средств, которые сосредоточились в руках инвесторов. Неуверенность и непредсказуемость событий в мире в целом заставляет инвесторов довольно часто конвертировать свои средства именно в золото, что, в свою очередь, приводит к резким колебаниям его курса и волатильности рынка в краткосрочной перспективе. Эти процессы в несколько упрощенном виде повторяются и на отечественном рынке. Все это свидетельствует о наличии мощного потенциала и роста ведущей роли золота в будущем как надежного инструмента хеджирования рисков и сохранения сбережений.
Анализ структуры национальных золотовалютных резервов различных стран свидетельствует о значительном отличие в активах. Так, в развитых странах Европейского союза и США на монетарное золото приходится около 60% от всего объема резервов. Такая ситуация сложилась исторически, и за последние годы эта доля лишь незначительно уменьшилась.
Кроме того, с сентября 1999 года центральные банки ряда европейских стран постепенно продавали золото из своих резервов на открытом рынке — четко в пределах квот, определенных так называемомой Центральной банковской сделкой по золоту (Central Bank Gold Agreement — CBGA). Это было вызвано, по данным World Gold Council, необходимостью использования временно свободных ресурсов в собственных целях, а для МВФ такие действия также объяснялись необходимостью использования этих средств для выполнения своих функций.
Вместе с тем, для Бразилии, России, Индии, Китая (страны БРИК) характерна ситуация по увеличению доли монетарного золота в структуре резервов. На сегодня она не превышает 7% (в Бразилии — 0.5%), что также объясняется как историческими факторами, так и стремительным ростом объема резервов вследствие значительного роста ВВП.
Одномоментный выход на рынок хотя бы одного из центральных банков этих стран с целью покупки значительных объемов золота однозначно привел бы к скачку цен на всю группу драгоценных металлов. Поэтому увеличение объемов монетарного золота в странах БРИК происходит постепенно — без значительного влияния на рыночную конъюнктуру, но меньшими темпами, чем рост национальных золотовалютных резервов в целом.
С другой стороны, значительные колебания курсов валют (прежде всего доллара США и евро) мощно воздействуют именно на слабые экономики стран, которые, однако, развиваются высокими темпами. Уязвимость национальных экономик и национальных резервов уже не раз была обнаружена в результате падения курса доллара США до уровня 1.60 за евро, что заставило многие центральные банки мира уменьшить долю резервов в долларах США. А сегодня такая же ситуация сложилась и с европейской валютой, пораженной кризисными явлениями экономики Греции и других стран. Как следствие — курс золота на мировых рынках потерял корреляцию с обеими валютами и подвергается мощному давлению инвестиционного спроса.
Не производя сложных расчетов рискованности и доходности вложений средств в банковские металлы, в частности, золота, стоит отметить, что изменение приоритетов в глобальном масштабе, связана с утратой американским долларом своих лидерских позиций и усилением влияния региональных валют стран БРИК, заставляет пересмотреть традиционный подход к структуре национальных золотовалютных резервов. Золото остается единственным инструментом резервов, влияние на курс которого может быть только временным и незначительным, поскольку объемы этого металла ограничены, а добыча неуклонно сокращается. |