За многотысячелетнюю историю использования человеком драгоценные металлы прошли эволюцию от примитивных средств обращения, до накопления и ювелирного производства в современных металлических счетов в банках.
В электронных расчетах, депозитных счетах в банковских металлах, электронных биржевых торгов стандартизированными фьючерсными контрактами, эмиссии кредитно-депозитных карт, деноминированных в драгоценных металлах и т.д.
Последний мировой финансовый кризис побудил исследователей, ученых-экономистов, политиков, инвесторов и рядовых граждан пересмотреть свое отношение к драгоценным металлам. Золото как основной и наиболее употребляемых вид драгоценных металлов снова становится эталоном гарантии и безопасности накоплений, инструментом защиты от инфляции и средством получения дополнительного дохода. Нестабильность мировых и возрастание роли региональных валют заставляют подробнее рассмотреть роль и функции драгоценных металлов, в частности золота, в глобальной экономике.
Научно-технический прогресс, интенсивный рост масштабов общественного производства и его модернизация в ведущих странах мира — с одной стороны, и образования мощных нерыночных (государственно-монополистических) факторов влияния на экономику — с другой стали факторами влияния на постепенную демонетизацию золота и вытеснили банковские металлы как составляющую денежной массы. О современной роли денежной функции банковских металлов взгляды ученых и финансистов разделились. Точку зрения постепенной потери банковскими металлами денежных функций под влиянием «объективных факторов экономического развития в результате мер государственно-монополистического регулирования» высказывали С. М. Борисов, О.С.Богданов, Г. П. Солюс, Я.А . Певзнер, В. М. Усоскин и другие ученые. Тогда как И. И. Конник, Кронрод, А. И. Стадниченко придерживаются противоположной точки зрения относительно сохранения банковскими металлами монетарных функций.
По мнению специалистов, одним из недостатков современного рынка операций именно с драгоценными, а не банковскими металлами является структурная неупорядоченность: деятельность коммерческих банков регулирует Национальный банк Украины, тогда как регулятором операций с драгоценными металлами занимается Министерство финансов Украины и его структурное подразделение — Государственная пробирная служба. Это почему-то не принимает во внимание подавляющее большинство современных ученых, в частности, В. И. Мищенко, который в фундаментальном труде «Банковские операции» глубоко проанализировал международную часть рынка драгоценных металлов в виде слитков и монет и классифицировал операции с драгоценными металлами. Однако ученый допускает балансирование в терминах «драгоценный» и «банковский» металл, что, на наш взгляд, недостаточно обосновано, поскольку в книге не доказано, что на основании банковской лицензии уполномоченные коммерческие банки могут выполнять операции только с банковскими металлами. Проблему использования терминов «драгоценный» и «банковский» металл не решен и в трудах других ученых, которые его изучают.
Для выяснения различий между банковскими и драгоценными металлами и некоторых преимуществ, которые могут получить инвесторы от осуществления операций с банковскими металлами, остановимся на характеристике терминов и операций, заложенных в современном отечественном законодательстве. Так, Закон Украины «О государственном регулировании добыче, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними», принятый 18 ноября 1997 года (далее — Закон) дает четкое определение понятия драгоценных металлов: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т.п.). Итак, в общехозяйственного значении, что и регулируется Законом, определены драгоценные металлы как таковые, которые обращаются в народном хозяйстве в любой форме, а банковские металлы — как золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффинированные) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами в слитках и порошках, имеющие сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов.
Относительно операций с банковскими металлами Законом устанавливается прерогатива НБУ в регламентировании хозяйственных операций с драгоценными и банковскими металлами и четком выполнении требований действующего законодательства по операциям с указанными активами. Одновременно на отечественном рынке предусмотрено применение производного инструментария для осуществления операций с драгоценными металлами. Это сделано для того, чтобы в перспективе в процессе инвестирования в банковские металлы стала доступной вся номенклатура рынка банковских операций, тождественна операциям с валютными ценностями. Ввиду этого, НБУ для приведения в соответствие с установленными Законом требований нормативно-правовой базы, регулирующей проведение, учет, отчетность, лицензирование и осуществление экспортно-импортных операций с банковскими металлами на внутреннем и международных рынках, приняло Положение «Об осуществлении уполномоченными банками операций с банковскими металлами », утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 06.08.2003 г. № 325.
В целом отечественное законодательство далеко от совершенства и часто вызывает нарекания профессиональных участников рынка банковских и драгоценных металлов в Украине. Прежде всего речь идет о законодательстве, которое регламентирует рынок драгоценных металлов.
Так, значительным несовершенством с точки зрения оператора рынка драгоценных металлов является обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке лома в Государственную казну Украины переработчиками и промышленными потребителями. Таким образом, рынок, по нашему мнению, недополучает определенную долю потенциально имеющихся на нем средств и характеризуется усложненным финансовым оборотом.
Недостатком действующего законодательства является также нерегламентированность форвардных операций в рамках соглашений, касающихся купли-продажи лома драгоценных металлов.
Кроме того, в законах или подзаконных актах регуляторах нет четкой нормы, которая бы подтверждала, что коммерческие банки после получения лицензии Министерства финансов Украины на торговлю принятыми под залог изделиями из драгоценных металлов не должны регистрироваться в Гос-фин услугах, отчего возникают недопонимания проведения соответствующих проверок Министерством финансов.
Относительно операций с банковскими металлами отечественное банковское законодательство, на наш взгляд, а также с точки зрения любого оператора рынка является достаточно качественным, однако имеет некоторые недостатки. В частности не предусмотрено открытие Национальным банком корреспондентских счетов в банковских металлах, что сужает возможности применения механизмов внутреннего и международного рынка банковских металлов, а также — рефинансирование коммерческих банков с помощью наличных банковских металлов.
Еще одним недостатком законодательной базы является отсутствие нормы о защите депозитов в банковских металлах, который обеспечивал бы Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Это не способствует наращиванию тезаврационных функций банковскими металлами и привлечению их к пассивному портфеля коммерческих банков. Назрела необходимость поставить в зависимость обязательную идентификацию клиентов при совершении ими кассовых операций от динамики курса банковских металлов и / или иностранной валюты. Следует усовершенствовать и унифицировать подходы различных банков к экспертизе банковских металлов, физически перемещаются. |