После отбора перспективнейших идей и формирования модели новой банковской услуги наступает этап разработки бизнес-процессов и их предоставления.
Прежде всего необходимо описать сквозной бизнес-процесс, охватывающий все подразделения банка, участвующих в реализации продукта, четко определить их функции и ответственность. Следует учитывать, что часто при внедрении нового продукта (в случае улучшающей инновации) достаточно модифицировать один из существующих бизнес-процессов, а не проектировать его с нуля. Эта работа завершается разработкой технологической карты процесса. Кроме того, следует разработать регламенты, инструкции для исполнителей, методику бухгалтерского учета, схемы документооборота, формы необходимых документов и процедуры внутреннего контроля.
Важным моментом является техническое обеспечение процесса, а при необходимости — и разработка программного обеспечения. Для повышения эффективности нового бизнес-процесса следует по возможности автоматизировать все основные процедуры. Поэтому на этой стадии решаются вопросы о выделении или приобретение необходимого оборудования (компьютерная техника, банкомата, электронные табло, сканеры, устройства идентификации и др.), а также готовятся технические задания на разработку или доработку программного обеспечения.
Внедрение нового продукта невозможно без подготовки работников банка, которые должны ознакомиться с инструкциями и регламентами, овладеть новыми программными продуктами, отработать методы и приемы работы с клиентами. Плодотворная инновационная идея и совершенный бизнес-процесс могут не дать никаких результатов, если будут реализовываться неквалифицированными работниками, поскольку «производство» банковских продуктов происходит именно в процессе обслуживания клиентов.
С целью предотвращения возможных ошибок и проверки эффективности системы внутреннего контроля инновационный банковский продукт стоит, по возможности, протестировать. В тестировании должны принимать участие все структурные подразделения банка, которые проводят операции по формированию продукта.
Наконец, еще одним элементом процесса разработки инновационного банковского продукта является подготовка маркетингового обеспечения, хотя следует учитывать, что маркетинговые исследования должны проводиться и на этапе анализа идей. На этой же стадии проводится качественная рекламная кампания нововведение, которое должно ознакомить потенциальных клиентов с его основными конкурентными преимуществами, вызвать их интерес и желание им воспользоваться. Кроме того, следует иметь в виду, что после внедрения нового продукта на рынок начинается в соответствии с положениями теории маркетинга, его жизненный цикл, который означает постепенную типизацию инновации. Он сопровождается такими действиями маркетингового подразделения банка:
- Этап роста: согласно популярности нововведения банк принимает решения, направленные на расширение клиентуры, модификацию данной услуги с учетом специфики конкретных групп клиентов;
- Этап зрелости: продукт активно продается, то есть пользуется популярностью у клиентов и одновременно его существование отвечает интересам самого банка;
- Этап спада: наступает под влиянием определенных объективных внешних (рыночных) и внутренних причин. На этом этапе применяются следующие альтернативные варианты действий, как «оживление» или «сворачивание» услуги.
Прохождение банковскими нововведениями определенных фаз жизненного цикла не следует отождествлять с их диффузией на банковском рынке, то есть внедрением в практическую деятельность других банков, скорость которого зависит от характера инноваций и возможности их защиты как объектов интеллектуальной собственности. Быстрее распространяются модифицирующие инновации продуктов, сервиса, некоторых направлений маркетинга. Улучшающие нововведения в таких сферах, как управление и технологии являются значительно более сложными для копирования. Наконец, любые радикальные инновации распространяются банковском секторе довольно медленно.
Отдельный цикл инновационного процесса не может считаться завершенным без проведения анализа и оценки внедрения инновационного мероприятия с точки зрения степени достижения поставленных финансовых и других целей; фактических сроков его реализации и объемов произведенных расходов; срока окупаемости последних, обеспечение надлежащей координации действий привлеченных подразделений и сотрудников. Результаты этого анализа является основой для соответствующих действий по совершенствованию инновационной деятельности кредитно-финансового института. |