21 ноября, 2024
Четверг
Статьи Нормативные ограничения формирования пенсионных активов в Украине
Нормативные ограничения формирования пенсионных активов в Украине

Нормативные ограничения формирования пенсионных активов в УкраинеНаверное, вложения пенсионных активов прежде всего в банковские депозиты являются не совсем рациональной инвестиционной стратегией.

Тем более, что другие украинские институциональные инвесторы активнее используют ценные бумаги и другие финансовые инструменты для обеспечения необходимого уровня доходности собственных и клиентских средств.

В целом же украинские институциональные инвесторы уже накопили в своих активах ценных бумаг и других финансовых инструментов на общую сумму в 16 млрд. долларов США. Однако доля негосударственных пенсионных фондов, которые во всем мире является источником долгосрочного развития национальных фондовых рынков и их стабилизирующим элементом (поскольку торговые стратегии НПФ меньшей степени подвергаются характерным периодическим ценовым шокам и шокам ликвидности на финансовых рынках), в Украине неприемлемо низкая — 0.3% от общего объема активов институциональных инвесторов, заключенных в ценные бумаги и другие финансовые инструменты.

Долгосрочность инвестиций, консервативный подход к формированию активов побуждает НПФ особенно внимательно изучать не только технические (ликвидность, недооцененность, волатильность рынка в целом и отдельных ценных бумаг), но и фундаментальные параметры развития рынка. Понятно, что активы НПФ должны быть представлены ликвидными, надежными и доходными составляющими. При этом надежность средств даже на текущих счетах украинских НПФ в банках при банковских кризисов существенно снижается, а доходность этих активов невысока или трудно прогнозируемая (в случае хранения их в иностранной валюте).

Особенности инфляционных процессов в Украине и системные риски, присущие украинской финансовой системе, затрудняют инвестирование и администрирования депозитных вложений. Рыночная стоимость ценных бумаг в Украина может быть неопределенной и слишком волатильной. Кроме того, ценные бумаги отечественных эмитентов характеризуются недостаточной ликвидностью.

Вообще, если индивидуальные инвесторы (и, наверное, и брокеры, которые их обслуживают) скорее относятся к части спекулятивно настроенных участников национального фондового рынка, то подавляющее большинство институциональных инвесторов (и в первую очередь НПФ) заинтересована в прогнозированности ценовой динамики, надежности финансовых инструментов. Поэтому количество инструментов, среди которых целесообразно выбирать объекты инвестирования, на сегодня довольно ограничена. С одной стороны — нормативными требованиями, с другой — реалиями функционирования фондового рынка Украины.

Законодательством предусмотрены следующие направления формирования пенсионных активов:

  1. активы в денежных средствах;
  2. активы в ценных бумагах:
  • ценные бумаги, погашение и получение дохода по которым гарантированы Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными советами в соответствии с законодательством;
  • акции и облигации украинских эмитентов, которые в соответствии с нормами законодательства прошли листинг и обращаются на площадках организаторов торговли, объемы торгов на которых составляют не менее 25% от общих объемов торгов на организационно оформленных рынках ценных бумаг Украины (кроме ценных бумаг, на которые осуществляется подписка согласно законодательству);
  • ценные бумаги, погашение и получение дохода по которым гарантированы правительствами иностранных государств;
  • облигации иностранных эмитентов с инвестиционным рейтингом;
  • акции иностранных эмитентов, которые обращаются на организованных фондовых рынках и прошли листинг на одной из таких фондовых бирж, как Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская или в торгово-информационной системе НАСДАК (NASDAQ);
  • другие активы согласно законодательству (валюта, банковские депозитные счета и сберегательные сертификаты, объекты недвижимости, банковские металлы и другие активы, не запрещенные законодательством Украины).