Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» инициирует исключение из ряда законов Украины норм, содержащих требования по выполнению банками несвойственных им функций.
В частности, по проверке наличия публичных обременений движимого имущества, наложенных государственным исполнителем, при открытии каждого банковского счета, с последующим приостановлением операций (ЗУ «О платежных системах и переводе средств в Украине»).
УКБС отмечает, что ежедневное отслеживание банками всего кредитного портфеля о наличии / отсутствии публичных обременений, не только создает неудобства для обслуживания клиентов, но и приводит к удорожанию услуг банка.
Более целесообразно сообщать государственным исполнителям об открытии новых счетов в случаях, когда публичное обременение применено к средств или других ценностей, находящихся на счетах или на хранении непосредственно в этом банке. И создать для этого электронную систему обмена информацией между банками и госисполнителями.
Также УКБС против возложения на банки обязанности за счет собственных средств уплачивать органам Пенсионного фонда сумму, равную сумме неуплаченного плательщиком единого взноса (ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное социальное страхование»).
УКБС, считая необоснованным эту норму Закона, отмечает, что осуществление контроля за правильностью начисления, исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого взноса является законодательно определенной функцией Пенсионного фонда. А установление для банков «солидарной» ответственности за неполную уплату плательщиками сумм единого взноса противоречит Конституции Украины, согласно которой юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер. Поэтому ответственность за полноту уплаты сумм единого взноса должны нести исключительно плательщиков страховых взносов.
Кроме того, УКБС инициирует снятие с банков функции проверки документов о государственных закупках, которые уже были проверены Государственным казначейством Украины (ЗУ «Об осуществлении государственных закупок»). Ведь на сегодня осуществление государственного регулирования и контроля в сфере закупок возложена на ряд государственных органов, в т.ч.: Уполномоченный орган в лице Министерства экономики, Государственное казначейство, Счетную палату, Антимонопольный комитет, Главное контрольно-ревизионное управление, Госкомстат.
Осуществление контроля за сферой госзакупок исключительно указанными государственными органами вполне соответствует Хозяйственному кодексу Украины, согласно которому осуществление контроля за субъектами хозяйствования является функцией государства.
А также соответствует назначению каждого органа власти, что закреплено в специальных нормативно-правовых актах, которыми регулируется деятельность указанных органов. Исполнение банком каких-либо дополнительных функций, не присущих банковской деятельности, создает дополнительные риски (для репутации, финансового состояния и др.), а следовательно, не отвечает интересам клиентов банка, его вкладчиков и кредиторов. |