Перспективы курсовой политики |
Согласно действующему законодательству в Украине приоритетной целью денежно-кредитной политики остается поддержка стабильности национальной денежной единицы. Исходя из этого, Национальный банк Украины жестко контролирует процесс курсообразования гривны и ситуации на внутреннем валютном рынке. До начала 2008 г. НБУ де-юре использовал режим регулируемого валютного курса, хотя фактически официальный номинальный курс гривни фиксировался относительно доллара. Такая политика продолжалась и в 2009 году. Лишь начиная с 2010 года номинальном официальному курсу гривны были характерны определенные незначительные колебания. Отсутствие гибкости в курсообразовании гривны в течение длительного времени и необходимость перехода к ней, как отмечалось выше, является одним из основных требований МВФ, сотрудничество с которым позволило Украине в
Возможно, эти аргументы недостаточны, но в условиях отсутствия полноценного фондового рынка, высокой долларизации экономики, низкой эффективности денежно-кредитной и фискальной политики сегодня, по нашему мнению, переходить к режиму свободного плавания все же преждевременно. Несмотря на это, в отечественной научной литературе идет дискуссия о переходе к гибкому курсообразованию в связи с необходимостью изменения приоритета денежно-кредитной политики. Большинство исследователей считает, что Украина в обозримой перспективе обречена перейти к инфляционному таргетированию (установлению контроля за динамикой инфляции), которое предусматривает свободное плавание курса гривны. Отметим, что Национальный банк в среднесрочной перспективе предполагает перейти к инфляционному таргетированию и обеспечить «создание фундаментальных предпосылок дня поддержание стабильного низкоинфляционной среды на долгосрочной основе ... с применением гибких механизмов курсообразования» (к сожалению, «Основы денежно-кредитной политики за 2011 год пока не обнародованы). Это свидетельствует о том, что режим свободного плавания гривны переходит в сферу практической политики. Несмотря на все преимущества инфляционного таргетирования, думаем, что в Украине переход к этой политике в среднесрочной перспективе невозможен, а значит, свободного плавания гривны также не будет. В связи с этим возникает логичный вопрос: как это отразится в украинской экономике? Сторонники режима свободного плавания утверждают, что одной из важнейших его преимуществ является возможность нивелировать экзогенные шоки, стабилизируя таким образом состояние реального сектора экономики. Подвергая сомнению эту гипотезу, специалисты «Центра развития» Высшей школы экономики (Россия) на примере 23 крупных стран провели исследования с целью определения величины стабилизирующего эффекта курсовой политики на реальный сектор экономики. Полученные результаты показали, что вид курсовой политики слабо коррелирует со стабильностью как курса, так и промышленного производства. Гипотеза о том, что свободное плавание позволяет нивелировать внешние шоки, защищая от них реальный сектор, не находит подтверждения (по крайней мере в крупных экономиках мира и в условиях кризиса 2008 года). Априори соглашаясь с выводами исследования, отметим, что режим гибкого курсообразования гривны связан со многими рисками для экономики страны. Во-первых, украинская промышленность зависима от импортных энергоносителей. А мировые цены на нефть являются волатильнимы (в Во-вторых, на курсообразование гривны существенное влияние оказывают потоки капитала. Портфельных спекулянтов привлекает высокая доходность государственных облигаций правительства. Свободное плавание предполагает минимальное вмешательство центрального банка в работе валютного рынка (валютные интервенции почти не производятся). Понятно, что в условиях значительного притока капитала в Украину гривна будет стремительно ревальвировать, а из-за оттока — девальвировать, что означает сверхвысокую волатильность курса. В-третьих, практика хеджирования валютных рисков, финансовые инструменты и необходимая институциональная база в Украине не развиты. Переход к гибкому курсу переведет все риски в реальный сектор, что с теоретической точки зрения правильно. Однако расходы хеджирования дня предприятий в Украине будут выше, чем в других странах. Это поставит отечественных товаропроизводителей в неравное положение с их конкурентами на внешних рынках. В-четвертых, украинская инфляция имеет немонетарный характер. Ее основной источник — монополизм и отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, поэтому борьба с ней монетарными инструментами не даст желаемого результата. Таким образом, политика инфляционного таргетирования будет неэффективной, а режим свободного плавания — навредит экономике. Следовательно, режим свободного плавания в Украине непременно приведет к повышению не только волатильности курса, но и нестабильности всей экономики, в том числе — реального сектора. |