Организация всеобъемлющей системы электронных платежей не только совершенствует их технологию, но и настоятельно требует новых теоретических подходов.
Безналичные средства представляют собой долговые обязательства, заменяющие наличные деньги. Развитие депозитных денег основывается на передаче кредитных обязательств через банковскую систему, что приводит к созданию всеобщего депозитно-электронного эквивалента, представленного банковскими депозитами, кредитными карточками и «электронными деньгами». С появлением нового носителя депозитные деньги выполняют денежные функции и превращаются в агрегаты денежной массы.
Если учесть мировой опыт, развитие рынка пластиковых карт идет двумя основными путями:
- Первый — это так называемый самопроизвольный путь развития платежных систем. Он основан на конкуренции между несколькими платежными системами. В течение некоторого времени выявляется несколько наиболее сильных платежных систем, которые поддерживаются различными группами коммерческих банков. Так шло развитие рынка пластиковых карт, к примеру, в США. Но это очень долгий путь развития, требующий больших затрат и времени. К тому же этот путь характерен для периода возникновения пластиковых карт и платежных систем.
- Второй путь — это создание национальной системы карт с участием коммерческих банков. К слову сказать, путь создания национальных систем характерен для Франции, которая является мировым лидером по количеству, частоте и разнообразию применения карточек. Причем почти 90% банковских карточек основаны там на самой передовой на сегодняшний день технологии смарт-карточек. Как показывает опыт Франции и Испании, путь создания единой национальной системы способствует более быстрому росту рынка пластиковых карт. К тому же он позволяет уменьшить расходы на создание самой системы. Следует учесть также, что банки, сфера услуг и, в первую очередь, население охотнее поддержат единую национальную систему, подкрепленную авторитетом банковского сообщества и государства.
Основной целью создания национальной карточной системы является сокращение наличных денег в обороте, упорядочивание денежного обращения, привлечение денежных средств населения и вовлечение их в хозяйственный оборот, создание международно-признанных банковских услуг по обслуживанию населения, предприятий и организаций. Система должна отвечать потребностям финансового рынка и обеспечивать ее участникам, начиная от банков-эмитентов, выпускающих в обращение пластиковые карточки, до держателей этих карточек возможность достижения следующих целей.
Для банка-эмитента:
- существенное уменьшение движения средств клиентов за пределы банка;
- появление новых источников доходов за счет средств, привлеченных на карты;
- отсутствие рисков неплатежеспособности клиентов;
- полный контроль всех операций клиентов внутри системы;
- сокращение расходов на инкассацию денежных средств, высокая оперативность, надежность и безопасность процесса инкассации;
- значительное уменьшение издержек наличного обращения;
- использование пластиковых карт для замены традиционных банковских услуг (электронная сберкнижка, электронный вексель и т.п.) с целью ускорения выполнения этих операций;
- уменьшение нагрузки на персонал банка, работающего с компьютерной системой банка;
- повышение авторитета банка за счет использования новейших технологий.
Для предприятий, выдающих карточки своим работникам:
- уменьшение расходов, связанных с поддержанием обращения наличных денег;
- упрощение процедуры выдачи заработной платы сотрудникам;
- возможность исключения кассы предприятия по выдаче заработной платы.
Для предприятия торговли:
- ускорение обращения денежных средств;
- уменьшение инфляционных потерь за счет увеличения скорости оборота денег;
- обеспечение простоты и оперативности обслуживания клиентов;
- отсутствие крупных сумм наличных средств в кассе и как следствие — снижение криминогенной ситуации;
- оперативность перевода денежных средств на счета магазинов после инкассации;
- простота и надежность технической реализации.
Для держателя карточки:
- сокращение времени расчета за товары и услуги;
- деньги на карте может потратить только законный владелец карты;
- отсутствие риска потери, ограбления и ошибок в расчетах, связанных с использованием наличных денег;
- возможность получения процентов на остаток средств, хранящихся на картах;
- обеспечение конфиденциальности информации, хранящейся на карте;
- в случае хищения или уничтожения карточки невозможность пропажи денежных средств, которые возвращаются на счет владельца в банке;
- повышение авторитета банка за счет использования новейших технологий;
- возможность получения дополнительного сервиса.
Исходя из вышеперечисленных целей, национальная карточная система становится выгодной для любого государства и его населения. Для реализации вышеперечисленных целей необходима совместная работа всех банков и отлаженная система межбанковских взаиморасчетов. |