11 декабря, 2019
Среда
Учет в банках Внутрибанковский контроль
Внутрибанковский контроль

Как уже отмечалось, в процессе приёма, обработки документов, отражения в учете выполняемых операций, работники учетно-операционного аппарата осуществляют контроль.

Под внутрибанковским контролем понимается совокупность средств и методов проверки выполнения работниками банка кассовых, расчетных, кредитных и других операций.

Значение внутрибанковского контроля особенно возрастает в настоящее время, в период перехода к рыночной экономике и построения двухуровневой банковской системы.

Внутрибанковский контроль осуществляется всеми работниками учетно-операционного аппарата на соответствующих участках работы. Ответственность за организацию работы и состояние внутрибанковского контроля возлагается на главного бухгалтера учреждения банка. Кроме того, на него возлагается контроль по некоторым наиболее важным операциям.

Внутрибанковский контроль имеет значение в обеспечении сохранности денежных средств и ценностей, как обслуживаемых предприятий, организаций, учреждений, так и самого банка, а также законности выполняемых его учреждениями операций, точного и своевременного отражения их в учете. При помощи банковского контроля не только создаются возможности не допустить ошибки при выполнении операции или же выявить их, если они уже были допущены, но и принять меры к их устранению, а также установить виновных лиц, допустивших ошибки.

Различаются следующие виды внутрибанковского контроля:

  1. предварительный;
  2. текущий;
  3. последующий.

Предварительный контроль совершается, как видно из названия, предварительно до выполнения операции. Этот вид контроля дает возможность работникам банка своевременно до начала оформления операции выявлять допущенные нарушения и предотвращать незаконные действия. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения операции и её отражения в учете.

Последующий контроль производится после выполнения операции. Он дополняет два первых вида. Этот контроль дает возможность обнаружить допущенные ошибки в работе банка и принять меры к их устранению. Предварительный и текущий контроль, осуществляемые, как уже указывалось, до и в момент совершения операции, охватывает все банковские операции.

Ответственные исполнители проверяют:

  1. Законность выполняемой операции и соответствие её характеру деятельности клиента;
  2. Правильность оформления документа;
  3. Возможность выполнения операции (например, наличие средств на счете клиента);
  4. Своевременность оплаты расчетных документов, соблюдение при этом установленной очередности платежей и т.д.

Большое значение имеет контроль за оформлением выписок из лицевых счетов клиентов. По некоторым денежно-расчетным документам осуществляется дополнительный контроль, например, по расходным кассовым операциям. В зависимости от характера операций, дополнительный контроль осуществляется специальными работниками, главным бухгалтером, управляющим. Например, при выдаче клиенту наличных денег документы дополнительно проверяются контролером. Документы по операциям с резервными фондами денежных билетов и монеты проверяются и подписываются главным бухгалтером и руководителем банка.

Последующий контроль осуществляется не по каждой выполняемой операции, а по группе операций путём выборочной проверки правильности оформления и учёта отдельных операций. Наиболее эффективным является метод последующего контроля.

Кроме того, практикуются тематические проверки по определенным операциям. Последующие проверки проводятся таким образом, чтобы не реже одного раза в год была проверена работа каждого ответ-исполнителя. Проверки осуществляются специальными работниками по контролю. Главный бухгалтер привлекает к проверкам и других работников в зависимости от объёма работы учреждения банка.

Результаты последующих проверок оформляются в виде справок, которые рассматриваются в пятидневный срок руководителем учреждения банка. Справка рассматривается в присутствии того сотрудника, работа которого проверялась. Принимаются меры к устранению причин, вызвавших выявленные при проверке недостатки. На главного бухгалтера возлагается обязанность проконтролировать устранение этих недостатков. В случае необходимости он должен организовать повторную проверку.

Наведение справок по документам, хранящимся в кладовой банка, производится в присутствии кассира, а по документам, находящимся в бухгалтерии или текущем архиве — под наблюдением работника, заведующего архивом. В документах не разрешается делать никаких исправлений и записей.

На основании письменного разрешения главного бухгалтера мемориальные документы могут быть выданы из кладовой и текущего архива, но обязательно к концу дня они должны быть возвращены.

Мемориальные документы могут быть изъяты из папок только с разрешения руководителя учреждения банка по письменным требованиям судебных и следственных органов, органов народного контроля, арбитража, вышестоящего учреждения банка. С изымаемого документа снимается копия, заверяемая главным бухгалтером учреждения банка. В 2-х экземплярах составляется акт или протокол изъятия. Копия документа, первый экземпляр акта или протокола, требование на изъятие документа с распиской получателя подлинного документа помещается в папку. Документ и 2-й экземпляр акта или протокола передается представителю учреждения, по требованию которого проведено изъятие документа. На обложке папки с документами, из которой произведено изъятие, главным бухгалтером делается запись об изъятии.