21 октября, 2019
Понедельник
Учет в банках Бухгалтерский учет в банках и его концепции
Бухгалтерский учет в банках и его концепции

В условиях централизованно регулируемой экономики бухгалтерский учёт в банках был предназначен для регистрации хозяйственных операций с целью обеспечения контроля со стороны государства за принадлежащим ему имуществом и результатами деятельности. Организация бухгалтерского учёта осуществлялась в соответствии с требованиями соответствующих государственных органов. Учётная информация двигалась в основном в двух направлениях, то есть вверх и вниз по административной иерархии в целях составления плана и контроля за его выполнением. В этой связи, в бухгалтерском учёте банков использовались лишь его отдельные общепринятые во всём мире стандарты, такие как, метод двойной записи, денежное измерение и учётный период.

Введение международных стандартов учёта в практику бухгалтерского учёта определяет использование коммерческими банками основных концепций, принятых в международной практике. Общепризнанные основные концепции бухгалтерского учёта позволяют составлять финансовую отчётность коммерческих банков с учётом их реального экономического и финансового состояния.

Общепризнанные концепции бухгалтерского учёта в банках следующие:

  • непрерывность деятельности;
  • разделение отчётных периодов;
  • единица измерения первоначальной стоимости;
  • постоянство правил бухгалтерского учёта;
  • день сделки;
  • открытость;
  • преобладание содержания над формой;
  • осторожность;
  • консолидация;
  • существенность.

I. Непрерывность деятельности — означает, что при составлении годовой финансовой отчётности предполагается продолжение деятельности банка в обозримом будущем. В случае предполагаемой ликвидации должны вноситься изменения в оценку его активов и пассивов.

II. Разделение отчётных периодов. Что оно означает? Как правило банк подводит результаты своей деятельности каждый отчётный месяц. В отчётности отражаются доходы и расходы по мере их осуществления, независимо от времени поступления платежей по ним. Поэтому доходы и расходы должны учитываться в отчётности того периода, в котором они выявлены. Это и есть принцип наращивания.

III. Единица измерения первоначальной стоимости. На основе данного принципа активы и пассивы банка учитываются по их стоимости в момент приобретения или возникновения. Активы и пассивы в иностранной валюте переоцениваются в суммах на отчётную дату по действующему курсу.

IV. Постоянство правил бухгалтерского учёта — значит, что банки должны использовать постоянные методы бухгалтерского учёта, позволяющие пользователям банковской отчётности анализировать финансовое положение банка во времени. При вынужденных изменениях методов учёт банка следует переоформить в соответствии с новыми методами финансовой отчётности за предыдущий год. Изменение правил учёта, а также результат их влияния на прибыль банка разъясняются в отдельной пояснительной записке к отчётности.

V. День сделки. В соответствии с международными стандартами банковской отчётности все операции банка отражаются в учёте в день совершения соответствующей сделки, то есть день возникновения активов или пассивов. Никакие операции не могут быть упущены, задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учёте.

VI. Открытость. Финансовые отчёты банка должны быть ясными и достаточно подробными, с тем, чтобы правдиво отражать финансовое состояние для всех пользователей отчётности. Следует правдоподобно отражать суть операций, которые должны быть не двусмысленны и не вводить в заблуждение. Поэтому в приложениях к финансовым отчётам должны отражаться расшифровки свободных данных по кредиторской и дебиторской задолженности, подробно изложены используемые принципы создания резервов кредитных рисков и классификация кредитов по качеству, порядок учёта курсовых разниц и т.п. Кроме того, в приложении к отчёту следует указать данные о составе активов и пассивов по срокам погашения, отчёты об инвалютных позициях, отчёты об изменениях в собственных средствах.

VII. Преобладание содержания над формой. Финансовый учёт может вестись в различных формах. Однако учёт и отчётность должны достоверно раскрывать экономическую сущность хозяйственных операций. При отражении в балансе банковских операций приоритет отдается экономическому содержанию, а не правовой форме. Реализация данного принципа позволяет получить правдивую информацию и дать точную оценку реального финансового положения банка, т.к. не допускает искусственного увеличения баланса.

VIII. Осторожность. Все доходы и расходы, понесённые или полученные в отчётном периоде, подтверждённые документально, считаются доходами и расходами отчётного периода независимо от времени поступлений или выдачи денежных средств. В финансовой отчётности активы признаются по стоимости, которая не может быть выше рыночной, реальной стоимости. Таким образом, активы и пассивы банка должны быть оценены разумно с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие риски на следующие периоды.

IX. Консолидация. В настоящее время банки имеют свои филиалы, а также дочерние предприятия и организации. В соответствии с вышеназванной концепцией, если банк имеет филиалы, дочерние предприятия и организации, то он должен составлять свободные консолидированные отчёты, в которых отражается вся его экономическая и финансовая ситуация в целом. Для составления консолидированного отчёта требуется определённая подготовка, которая состоит из нескольких этапов:

  • унификация счетов дочерних предприятий;
  • сводка статей баланса;
  • уменьшение баланса на внутрифилиальные операции и взаимные вложения.

X. Существенность. В финансовых отчётах должна содержаться существенная и полезная информация для принятия решений банковским менеджером, инвестором или другим пользователем информации. При этом, критерием существенности информации является тот факт, что отсутствие или искажение представления её может повлиять на экономические решения банковских менеджеров или инвесторов, т.к. она является существенной.