Основы организации инновационного процесса в банках |
Исследование проблем банковской инновационной деятельности не теряет актуальности даже в нынешнее, кризисное время. Ведь решая проблемы выживания и стабилизации, коммерческие банки одновременно должны создавать потенциал будущего роста. Одним из его рычагов, по мнению автора статьи, является формирование эффективных механизмов генерации идей новшеств, их анализа и отбора, а самое главное реализации инновационных проектов во всех сферах работы банка. Внедрения инноваций следует рассматривать как особый комплексный общебанковских бизнес-процесс, непосредственно связанный с решением задач финансового менеджмента коммерческого банка. В экономической литературе инновационные процессы изучаются прежде всего на макроуровне, с точки зрения эволюции технологических укладов, и характеризуются учеными как «совокупность непрерывно возникающих, качественно новых, прогрессивных в техническом отношении явлений, которые обеспечивают смену поколений техники и технологии, повышающие конкурентоспособность субъектов хозяйствования». Составляющие инновационного процесса обычно рассматривают как его фазы. Среди них в соответствии с логикой возникновения базисных инноваций выделяют: фундаментальные исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские работы; освоение, производство; реализация; эксплуатация; диффузия (распространение). Хотя ученые справедливо отмечают, что далеко не всегда и не во всех сферах деятельности эти стадии обязательно должны иметь место. Тип и содержание конкретной инновации определяет совокупность необходимых фаз и значение каждой из них. Поэтому справедливым является мнение отечественных ученых, в наиболее широком, обобщенном смысле инновационный процесс можно рассматривать как деятельность, связанную с созданием, освоением и распространением инноваций. На уровне отдельных предприятий инновационный процесс состоит из определенных шагов, которые можно условно объединить в три обобщенные стадии, каждая из которых требует особых подходов с точки зрения организации и управления — осознание потребности в инновациях и генерация идей новшеств (этап инвенции); отбор, анализ и стратегическая оценка предлагаемых проектов (этап инициации); реализация инновационных проектов. Следует отметить, что механизм внедрения инноваций в коммерческих банках имеет определенные особенности, которые определяются общими чертами инновационной активности в сфере услуг, в том числе финансовых как специфическом секторе общественного производства: нематериальный характер результата деятельности; тесную связь с потребителями; несколько спонтанный процесс появления инновационных идей, которые не являются результатами научных исследований; важная роль самообучения организации; склонность к формированию открытых инновационных сетей и т.д. В научных исследованиях предлагаются такие варианты схем осуществления банковского инновационного процесса:
На наш взгляд, эти схемы больше отражают общие подходы к механизму управления инновационными процессами, не раскрывая все аспекты последовательности создания банковских инноваций и совокупности необходимых действий работников банка. Теоретически и практически доказано, что эффективная инновационная деятельность возможна лишь при условии оптимальной организации инновационного процесса, который должен быть соответственно формализованным, видимым и документированным (в частности, в картах, схемах, регламентах) и в таком виде доведенным до работников банка. В этом отношении следует сделать два уточнения. Во-первых, той или иной фазе инновационного процесса должен соответствовать определенный набор организационных условий. На первых стадиях благоприятными факторами будут отсутствие бюрократических барьеров, децентрализация активности, обеспечения массовости участников. Однако на стадиях от реализации к коммерциализации нововведения целесообразными являются жесткое управление и постоянный контроль за выполнением. Во-вторых, любая организация, в том числе и коммерческий банк, осознает необходимость формализации инновационного процесса и постепенно осуществляет его, создавая соответствующую технологию, на определенном этапе своего развития, когда осваиваются методы процессного управления, а инновационная деятельность выделяется как специфический его об объект, отделенный от обычных производственных процессов. Таким образом можем сказать, что даже в ведущих банках только начинается институционализация инновационной деятельности, т.е. создание структур, которые целенаправленно занимаются этими проблемами, соответствующих правил, регламентов, схем взаимодействия, механизмов оценки и контроля. В наше время это становится непременным условием обеспечения результативности и эффективности инновационного процесса, поскольку позволяет:
|